Законы
цивилизованного вождения

Общение на дороге

Если вас пропустили, моргните «аварийкой», чтобы таким образом сказать «спасибо». Если вы случайно кого-то «подрезали», моргните, чтобы извиниться. Если вы заметили, что в соседней машине плохо закрыта дверь, приоткрыт багажник или спущено колесо, поравняйтесь с автомобилем, посигнальте и укажите на поломку жестом.

Советы профессионалов

Если вы увидели препятствие на дороге, необходимо включить аварийку и плавно снижать скорость с перестроением на соседнюю полосу. Так вы дадите понять сзади идущему автомобилю о необходимости быть осторожнее.

Сергей Шилов

При движении в крайнем левом ряду вам моргают фарами сзади идущие автомобили — по возможности перестройтесь в правый ряд. Всегда включайте указатели поворота при совершении маневра. Совершение маневров без включения указателей поворота — это неуважение к участникам дорожного движения. А еще это может спровоцировать ДТП. Кроме того, не забывайте, что пешеходы и велосипедисты тоже ориенти руются на ваши «поворотники».

Подавайте звуковой сигнал, только если это поможет предотвратить аварийную ситуацию. Например, если на близком расстоянии от вашего автомобиля неожиданно появился пешеход или вы хотите предупредить других участников движения о возможном наезде на них.

Советы профессионалов

Я однажды ехал по трассе, а сзади машина сигналом поворота спросила: «Впереди есть машины для обгона?» Я ответил фарами, что нет, она обогнала и аварийкой сказала «спасибо».

Сергей Шилов

Иностранные языки вождения

В мире множество разных языков и диалектов вождения — абсолютно разных, но в чем-то похожих. Просто выучите несколько основных истин — и любая поездка будет приятной.

Вождение по-английски.
Движение — левостороннее. С этим фактом большинство водителей неангличан уже смирились. Но вот еще нюансы: раз руль в большинстве автомобилей в Англии расположен справа, то и скорость переключается не правой, а левой рукой. Не такая уж незначительная деталь, если у вас механическая коробка и сто испытанных маневров, «заточенных» на быструю смену передач. Разворот разрешен везде, где это удобно водителю и не запрещено знаками. Постарайтесь не чертыхаться при виде англичанина, выполняющего U-turn, когда вы меньше всего этого ожидаете. Почти во всех небольших поселках ограничение скорости 30 миль/час. Современные английские деревеньки напичканы камерами слежения за дорогами. На узких английских улицах предусмотрены специальные мощеные участки, чтобы водители могли разъехаться там, где есть место только для одного автомобиля. Пропускает тот, кто ближе к этому участку (они называются lay-by), а тот, кого пропустили, должен помахать вслед, выражая благодарность.

Вождение по-испански.
Не удивляйтесь, если вы уже битых полчаса не можете выехать с проселочной дороги на скоростное шоссе. Не в правилах испанских водителей пропускать кого-либо куда-либо. Поэтому, чтобы попасть на «хайвей», вам придется проявить недюжинную сноровку и терпение.

Вождение по-французски.
На французских автобанах существует негласный закон — обогнав автомобиль по левому ряду, принято сразу перестраиваться в правый, чтобы не мешать другим водителям. Учтите, буквально сразу перестраиваться! Если вы поведете себя «привычно» (как принято у нас), и продолжите движение по левому ряду, не удивляйтесь, если какой-нибудь разгневанный француз «приклеится» к вам сзади на рискованно близком расстоянии и будет держаться там вплоть до того, как вы перестроитесь вправо. Поверьте, он не хочет вас «наказать» (ну разве что совсем чуть-чуть) — это привычная для них реакция на такое поведение.

Вождение по-японски
Японские водители очень сдержанны и вежливы, правила соблюдаются в этой стране практически безукоризненно. Однако существует несколько исключений. Практически все водители, завидев, что светофор вот-вот зажжется красным, не притормаживают, а, наоборот, ускоряются. Движение левостороннее и руль справа. Водители паркуют свои автомобили так, что они зачастую блокируют движение — и никто их за это не штрафует. По обочинам ездит множество велосипедистов — и не в том же направлении, что машины, а в противоположном!

Вождение по-индийски
Левостороннее или правостороннее? Оба! Если движение затруднено на обеих полосах, вы ждете, пока появится свободная «ниша», и втискиваетесь в нее. В Индии чем больше транспортное средство, тем больше к нему уважения. «Легковушка» обязана пропустить грузовик, а дальнобойщики и большие фургоны — «короли дороги» и могут делать все, что им заблагорассудится. Клаксон используется не только в случаях, когда вы хотите привлечь внимание. Он также служит выражением радости, грусти, для приветствий и прощаний, для заигрываний и ругательств.

Вождение по-египетски.
Чтобы стать своим среди водителей-египтян (или, по крайней мере, себя таковым ощущать) вам понадобятся: исправный клаксон и беруши. Египетские водители вообще никогда не замолкают! Все эти гудки просто говорят: «Я есть, я еду». Так что вооружайтесь гудком и отрывайтесь по полной! Не рекомендуется путешествовать на автомобиле по ночам. Египетские водители любят остановиться на дороге и выключить все освещение, или разогнаться, не включая фар дальнего света. И в том, и в другом случае вы не увидите их, пока не будет слишком поздно. А прибавить к этому ползущие по дорогам тележки с запряженными осликами и разбросанные, словно мины, змеиные клубки, — сами решайте, стоит ли ради этих «прелестей» отправляться в путь в темноте. И еще. Большинство египтян за рулем «перестают различать цвета». Ничем другим нельзя объяснить тот факт, что они постоянно поддают газу на красный свет и периодически тормозят на зеленый.

Вождение по-итальянски.
Использование сигналов гудка официально запрещено в жилых районах, что не мешает итальянским водителям гудеть так, что хочется заткнуть уши и надеть звуконепроницаемый шлем. Любое нарушение, даже минимальное превышение скорости может послужить причиной для сурового штрафа — который вам придется оплатить тут же, не дожидаясь повестки в суд, как это принято у нас.

Вождение по-бразильски
Про одностороннее движение мы уже упоминали. Хорошо, что оно хоть правостороннее, потому что бразильские водители горячи не на шутку. Парковать машину в центре проезжей части — обычное развлечение. Если вы действительно решили путешествовать по Бразилии «на колесах», задумайтесь о безопасности. Представьте себе: вы стоите в пробке, а в приоткрытое окно просовывается добродушная физиономия и предлагает отдать все ваши деньги и ценные вещи. Поэтому возьмите за привычку в пробке или «тянучке» закрывать окна и блокировать двери. Еще про безопасность — всегда давайте немного денег «на чай» паренькам на парковке, присматривающим за машинами: у вас повысятся шансы обнаружить свой автомобиль на следующее утро в той же комплектации, как вы его оставили.

Советы профессионалов

В России, когда вы пересекаете дорогу с односторонним движением, необходимо посмотреть не только в ту сторону, откуда должен двигаться транспорт, но и в противоположную.

Антон Максимов,
главный редактор AutoNews

Советы предусмотрительного водителя

Если вы собрались в дальнюю дорогу, необходимо протереть от загрязнений все стекла и зеркала, а лобовое стекло следует также вытереть изнутри. При вождении глаза напрягаются и быстро устают. А ночью, в свете встречных фар, это актуально вдвойне.

В ясную погоду, перемещаясь на большой скорости, будьте особенно бдительны, въезжая в тоннель. Учитывайте, что невозможно мгновенно адаптироваться к новому освещению. Глазу нужно до трех секунд, чтобы различить предметы, внезапно появившиеся в поле зрения..

Не вешайте на лобовое зеркало различные «висюльки» — брелоки, игрушки и т. д. Они притупляют боковое зрение. Не возите на задней полке различные предметы: при резком торможении они могут соскользнуть и ударить сидящих в салоне автомобиля. Не заклеивайте задние фары автомобиля тонировочной пленкой: они тускнеют и перестают отражать свет фар движущегося за вами автомобиля. Таким образом, ваши маневры станут менее очевидны для едущей позади машины, а это грозит аварийной ситуацией. И наконец, очень важно пристегиваться. При резком маневрировании ремни фиксируют водителя в положении, которое позволяет адекватно реагировать в экстремальной ситуации. Кроме того, во многих современных автомобилях подушки безопасности срабатывают только тогда, когда водитель и пассажир пристегнуты.

Советы профессионалов

Я предлагаю обязать каждое транспортное средство двигаться только с работающим видеорегистратором, фиксирующим время, скорость и место в пространстве автомобиля. По сути это и будет «чёрный ящик» для авто в критической ситуации.

Игорь

Покидая парковку, вы увидели, либо вам указали прохожие, что ваше транспортное средство оставило масляные пятна на дорожном покрытии. Не забывайте, что это может быть не только течь агрегатов, но и банальная уловка автомобильных воров. Поэтому, прежде чем лезть под капот и осматривать место подтекания жидкости, вам необходимо закрыть автомобиль на центральный замок.

Не оставляйте в автомобиле вещи. Даже если в вашем дипломате только бутерброды и бутылка кефира, кроме вас, об этом никто не знает.

Если замок зажигания вашего автомобиля разболтался, следите за тем, чтобы извлечение ключа происходило только в положении «Lock». Это позволит всегда отключать электрооборудование автомобиля и, соответственно, сохранять заряд аккумулятора.

Если на покрышке возникла «грыжа», а запасного колеса нет, переставьте дефектное колесо на правую сторону задней оси автомобиля.

Никогда не лезьте под машину, которая стоит только на одном домкрате. Всегда подставляйте упор.

Снизу у всех автомобилей проходит выхлопной тракт, т.е. глушитель, и резонаторы — выхлопные трубы. Во время поездки все эти элементы довольно сильно нагреваются, а так как почти все легковые автомобили очень низкие, после остановки под автомобилем может загореться сухая трава, куски бумаги, тряпки, — в общем, все то, что находится на обочинах дорог или у вас в гараже.

Советы профессионалов

Многие водители не понимают, что при буксировке нужно держать трос в натянутом состоянии. А для этого надо помнить, что водитель, которого тянут на тросе, перед каждым поворотом или препятствием должен заранее плавно выжимать тормоз, чтобы приостановить впереди идущего. Тогда трос не будет провисать. И еще напомню, что трос должен быть ярким, а посередине надо повесить флажок, чтобы между вашими двумя машинами никто случайно не вклинился.

Максим Коковкин

Гидроусилитель руля работает только при заведенном двигателе. Если вы буксируете такой автомобиль — не забывайте его заводить.

При движении по улицам города желательно, чтобы колеса вашего автомобиля как можно реже оказывались на трамвайных рельсах. Они увеличивают длину тормозного пути и являются местом скопления различного мусора, который может повредить покрышки вашего автомобиля. Не кладите предметы под сиденье водителя. Например, небольшая бутылка воды может перекатиться под педаль тормоза и заблокировать ее.

Всем детям до 12 лет необходимо ездить в детских креслах, которые подходят им по росту и весу. Дело в том, что штатные ремни безопасности в машинах рассчитаны на пассажиров ростом от 150 см. Если пристегнуть ими ребенка, ремень окажется в районе шеи или головы, и ничего хорошего в случае аварии это не сулит. Многие родители перевозят малышей на руках, хотя это очень опасно. При столкновении удержать ребенка на руках почти невозможно: при резком торможении со скоростью в 50 км/ч вес ребенка возрастает примерно в 30 раз. И не забывайте блокировать двери, чтобы ваши юные пассажиры, балуясь во время движения, не могли открыть их изнутри.

Советы профессионалов

Дети – наш бесценный «груз», который заслуживает самого безопасного места. Лучше всего сажать ребенка в кресле по центру заднего сидения и обращать внимание на то, насколько оно подходит по размеру самому ребенку и автомобильному сидению.

Максим Коковкин

Водим безопасно

Поговорим о тех простых и понятных правилах, которые стоит соблюдать водителям, чтобы на наших дорогах был мир и порядок. Итак!

Никогда не садиться за руль пьяным — после 50 грамм, бутылки или после вчерашнего. Ради элементарного чувства собственного достоинства: отвратительно, когда взрослый человек вынужден оправдываться из-за совершенной глупости, будучи задержанным полицейским при проверке.

Не садиться за руль в состоянии острого стресса или сильной усталости. В первом случае, прогуляйтесь 5–10 минут и позвольте адреналину угомониться. Если вы сильно устали, то оставьте маши ну и поезжайте на такси.

Не говорите за рулем по телефону, если ваш опыт вождения невелик. Трубка в руке водителя не так опасна для вождения, как сама беседа. Увлеченный разговором человек не помнит, как ехал.

Перед поездкой обязательно мойте фары, зеркала и боковые стекла — это разрешено делать даже во дворе. Двух бутылок с теплой водой вполне хватит. Грязь, мешающая обзору и освещению, может сыграть с вами злую шутку.

Одевайтесь комфортно — одежда не должна стеснять движений. После прогрева холодного автомобиля снимите верхнюю одежду. Девушкам лучше снять шпильки и надеть более удобную обувь.

Совершив случайную ошибку на дороге и заставив других водителей понервничать, помигайте аварийкой — извинитесь! Это снимет стресс у тех, кто решит, что вы обидели их нарочно.

Если вы проморгали поворот и вынуждены перестраиваться, скажем, из крайнего левого в крайний правый ряд, попросите пропустить вас, опустив форточку и показав рукой, что вы собираетесь сделать. В 90% случаев вас пропустят.

Не оставляйте машину там, где она будет мешать движению или работе коммунальных служб. Проверено: гораздо проще пройти пешком пару кварталов, чем потом несколько недель решать вопрос с покраской поцарапанного кузова.

Если вас провоцируют в пути: хамят, подрезают, проявляют агрессию, не вступайте в «дуэль»: это могут быть преступники или неадекватные люди в остоянии наркотического опьянения. Если подобные действия против вас не прекращаются, не стесняйтесь обратиться к инспекто- рам ДПС или звоните в полицию.

Когда топлива уже меньше трети бака, заправляйтесь при первом удобном случае — «пересыхание» крайне вредно для мотора.

Cкорость автомобиля

Действия любого водителя должны быть понятны и предсказуемы для окружающих. Самая безопасная скорость движения автомобиля — это скорость движения потока. Если вы долго не сидели за рулем, для восстановления ощущений необходимо быть предельно осторожными в первые 3–4 часа движения. Не забывайте, что дорога может быть скользкой не только в снег и в дождь, но и в сильную жару. При высоких температурах асфальт выделяет смолы, которые уменьшают сцепление колес с дорогой.

Осенью другая проблема — дороги покрываются опавшей листвой. А если участок шоссе сверху присыпан мелким гравием, то велика вероятность попадания камней в лобовое стекло. При таком дорожном покрытии нужно перестроиться вправо и максимально снизить скорость. Вылетевший из-под колеса камень может пролететь до 300 метров.

Советы профессионалов

Не все умеют правильно переезжать «лежачих полицейских». Метра за три до «лежачего полицейского» надо уверенно и равномерно выжать педаль тормоза, а как только передние колеса поравняются с «полицейским», — отпустить ее. Машина сначала клюнет носом вперед, а потом, как только отпустите педаль, приподнимется. Это и есть идеальный момент для прохождения «лежачих полицейских». Совет актуален для тех, у кого передний привод.

Тормоза придумали трусы

Автомобиль может менять направление движения, только если у него не заблокированы управляемые колеса. Учитывайте это, выжимая тормоза.

Если вы управляете легковым транспортным средством, а за вами движется крупногабаритное авто, резко не тормозите. Тормозной путь грузовика гораздо длиннее вашего.

На трассе, при остановке жестом работника ГАИ, не тормозите резко, останавливайтесь со всеми мерами предосторожности, чтобы не создать аварийную ситуацию.

Если вы «прокачали» двигатель, не забывайте улучшить тормозную систему вашего автомобиля.

Интервал, дистанция, встречный разъезд

При движении соблюдайте дистанцию безопасности — «не подпирайте бампером» впереди идущий автомобиль. Для определения дистанции безопасности можно выехать на тренировочную площадку и несколько раз затормозить на различной скорости: на 60–80–100 км/ч, чтобы реально представлять длину тормозного пути вашего автомобиля. Плюс к этой величине необходимо добавить время на вашу реакцию. Все реагируют с разной скоростью. Чтобы затормозить, большинству водителей нужно от 0,5 до 2,0 секунд. Если машина едет со скоростью 80 км/ч, то за 1 секунду проходит 22,2 м. И если время реакции составляет 1,5 секунды, то торможение начнется только через 33,3 м после того, как водитель увидел на дороге препятствие. А ведь многие дорожно-транспортные происшествия происходят только потому, что автомобилю не хватило для полной остановки буквально одного метра. Так что лучше ехать на безопасном расстоянии от впереди идущих машин, чтобы иметь возможность затормозить заранее. А если вы едете вверх по дороге с уклоном, дистанция позволит водителю машины, которая едет перед вами, безопасно откатиться назад.

Советы профессионалов

Размер необходимой дистанции до впереди идущего авто определяется следующим образом: замечаем впереди ориентир, например, фонарный столб. И когда автомобиль, идущий впереди, поравняется с ним, начинаем отсчет по секундам. Если вы доедете до столба на счет «3» и больше, значит, все ок. Если меньше, сбрасывайте скорость и увеличивайте дистанцию. Способ проверен — за 16 лет никого не «догнал».

Обгон

Обгон — сложный маневр. Поэтому, начиная совершать обгон, просчитайте все свои действия. Если вы не собираетесь обгонять автомобиль, не приближайтесь к нему слишком близко. Если впереди идущая машина пошла на обгон, не спешите занимать ее место. В случае, если водитель не успеет завершить маневр, он может вернуться назад. Не ускоряйтесь, когда вас обгоняют. Лучше оставьте впереди себя место для автомобиля, совершающего обгон.

Если дорога позволяет, отодвиньтесь вправо, когда вас обгоняют. Зеркала — это хорошо, но лучше убедиться в отсутствии препятствий, повернув голову. У зеркал есть «мертвые зоны». Прежде чем обгонять автомобиль, особенно длинномер, на подъеме с выездом на встречную полосу, убедитесь, что для завершения маневра вам не придется прибегать к экстренному торможению или стремительно вклиниваться снова в свой ряд.

Потеря тяги для грузового автомобиля на подъеме очень нежелательна. Кроме того, адекватно оценивайте дистанцию до автомобиля, движущегося по «встречке». Не забывайте, что машина, которая едет вниз, будет тормозить гораздо дольше. Если перед перекрестком вы видите длинномер в среднем правом ряду с включенным указателем поворота, не пытайтесь его обогнать с той стороны, куда он планирует поворачивать. Помните, что фуре, троллейбусу, автобусу или автомобилю с прицепом для поворота требуется намного больший радиус.

Советы профессионалов

Старайтесь выехать из дома с запасом. Выезжая всего на 15 минут раньше, вы будете чувствовать себя более уверенно и комфортно на дороге. Именно суета и спешка зачастую становятся основной причиной ДТП.

Ирина Кибина,
Вице-президент по связям с общественностью ТНК-ВР

Безопасное движение в городе и на автомагистралях

Пересечение поворотов и перекрестков

В ожидании поворота на перекрестке держите колеса прямо. Выворачивать их надо только при движении в поворот. В случае, если вас «подтолкнут» сзади, вы поедете прямо, а не будете выкинуты на встречную полосу. На трехполосной дороге старайтесь не занимать правый ряд перед светофором со стрелкой. Загромождая правую полосу, вы выигрываете 10 секунд, но не даете возможности проехать нескольким автомобилям. Подъезжая к закрытому повороту или неосвещенному перекрестку в темное время суток, моргните пару раз дальним светом.

Встречный транспорт будет знать, что кто-то движется по направлению к нему, автоматически сбросит скорость и сделает амплитуду поворота по меньшему радиусу. Если вы подъезжаете на большой скорости к закрытому участку дороги, например, к повороту, и видите, как из него медленно выезжает какой-нибудь тяжелый грузовик, немедленно сбросьте скорость. Наверняка найдется какой-нибудь водитель-лихач, которому надоело за ним тащиться.

Советы профессионалов

Всегда на регулируемых перекрестках смотрите по сторонам, немного снизив скорость. Вокруг множество водителей, которым никакие правила не указ.

Илья Сунцов

Если на железнодорожном переезде, в центре оживленного перекрестка или лужи автомобиль заглох и не желает заводиться, — включите первую или вторую передачу, проверните ключ в замке зажигания и с помощью стартера выкатите его на удобное место.

Пробки

В пробке не разгоняйтесь. Даже если впереди стоящий автомобиль начал интенсивно набирать скорость, в ближайшее время он остановится, а вы можете не успеть. Именно так и происходит 90% аварий в пробках.

В пробке всегда кажется, что в соседних рядах движение идет быстрее. В 90% случаев это не так. Не меняйте полосу, это только создаст лишнюю суету на дороге. При движении в плотном потоке транспорта тормозите аккуратно и плавно. Постарайтесь слегка прижать педаль тормоза, чтобы мигнуть стоп-сигналами едущему следом автомобилю, предупредив его о последующем торможении.

Советы профессионалов

Используйте навигатор с указанием пробок. Тогда вы сможете определить самый быстрый путь и избежать потери времени и бензина в пробках и при перепробеге.

Михаил Соколов

Остановка, парковка и выезд из дворов

Ваша машина не должна загораживать проезд другим участникам движения и мешать выезду с места парковки другим машинам. Кроме того, старайтесь занимать место экономнее. Не забывайте, что, кроме вас, паркуются и другие.

Зимой не паркуйтесь впритиркук другим автомобилям. Если при выезде вас занесет, ДТП избежать будет практически невозможно.

Движение на осложненных участках дороги

Движение в темное время суток

Ночью, когда на встречной машине различаешь свет от обеих фар, до нее остается 300–400 метров.

Если автомобиль не имеет автоматической регулировки фар или «умной» подвески, следящей за положением кузова над дорогой, перед ночной поездкой отрегулируйте свет самостоятельно. При одном пассажире на заднем сиденье поставьте регулятор гидрокорректора на цифру «1». Если там устроились два человека — на «2». При загруженном багажнике выставляйте «3».

Если на трассе в темное время суток вы видите, что автомобиль, который движется по встречной полосе, не выключает дальний свет фар, помигайте ему несколько раз, переключая дальний и ближний свет, — возможно, водитель потерял бдительность.

Если в темное время суток за вами движется автомобиль и слепит вас в зеркала заднего вида — пвмяросигнализируйте ему задними противотуманными фонарями или аварийной сигнализацией о необходимости переключить дальний свет на ближний.

При выполнении обгона в темное время суток не включайте дальний свет фар, пока ваш автомобиль не поравняется с автомобилем, который вы обгоняете.

Даже если вы и идущий вам навстречу автомобиль переключились на ближний свет, на узкой дороге короткого ослепления все равно не избежать. Долю мгновения вы едете вслепую. Поэтому перед разъездом перенесите ногу с акселератора на тормоз, — такая мера при внезапной опасности уменьшит время реакции на торможение. Кроме того, держитесь справа, чтобы снизить вероятность случайного столкновения.

Подъезжая к подъему, помните, что если на его вершине появится встречный автомобиль, он неминуемо ослепит вас даже ближним светом (правильно отрегулированные фары светят чуть вниз). Будьте к этому готовы. И перед спуском помните, что вы аналогичным образом слепите других водителей.

Советы профессионалов

Опытные водителия советуют приучить себя ночью не смотреть на фары встречного автомобиля, чтобы они вас не ослепили. Правым глазом нужно смотреть на обочину, а левый можно закрыть. Это позволит избежать ослепления хотя бы одного глаза. Вы откроете его после разъезда, и будете видеть дорогу. Таким же приемом можно пользоваться в солнечный день перед въездом в темный тоннель.

Леонид Климанович,
главный редактор журнала «Офф-Роуд Драйв»

Особое внимание в темное время суток следует уделять чистоте ветрового стекла. Раз в месяц мойте его с обеих сторон до «хрустальной» чистоты. Масляные разводы и легкий налет грязи, абсолютно невидимые днем, ночью преломляют свет встречных автомобилей в слепящие «туманности» — иногда до полной потери видимости.

Если вас ослепила встречная машина, вам нужно, не меняя ряда, плавно притормозить и включить аварийную сигнализацию.

Если ночью вы передвигаетесь по незнакомой дороге, каждый поворот воспринимайте как опасный. Ночь сокращает угол зрения и точность восприятия, и вираж может оказаться круче, с худшим покрытием или с валяющейся посередине старой покрышкой.

Если вам навстречу двигается одна фара, это может быть что угодно: нормальный мотоциклист, ненормальный автомобилист. Заранее принимайте наихудший вариант: ненормальный пьяный автомобилист. Одну единственную фару считайте его ПРАВОЙ фарой и готовьтесь свернуть на обочину.

Остерегайтесь ночных грузовиков: их истинные размеры не всегда совпадают с обозначенными габаритными огнями. Грузовик способен на несколько метров «удлинять» или даже «расширять» какой-нибудь выступающий полуторатонный швеллер.

Включайте противотуманные фонари только в тумане. Свет мощных «противотуманок» ослепляет встречные автомобили порой больше, чем свет дальних фар.

Движение в дождь и пересечение водных препятствий

Если на улице льет как из ведра — лучше выехать заранее. Скорость автомобильного потока в дождь в среднем составляет 40–50 км/ч.

В первые 10 минут после начала дождя будьте внимательными. В сухую погоду дорога покрывается пленкой из пыли и масла. Во время дождя пленка размокает и делает дорогу скользкой.

В дождливую погоду начинать тормозить нужно гораздо раньше, чем обычно — плавным нажатием на педаль тормоза. Тогда водитель, следующий за вами, увидит, что вы собираетесь остановиться, и тоже сбросит скорость.

Советы профессионалов

Грязь, залепившая протекторы ваших покрышек, может оказаться даже более скользкой, чем снег или лед. Поэтому когда вы выезжаете с неровной сырой дороги на асфальтированную трассу, нужно обязательно прочистить колеса – несколько раз ощутимо притормозить.

Каждая крупная лужа может таить в себе несколько опасностей. Во-первых, вода нередко скрывает изъяны проезжей части. Под водой могут быть камни, кирпичи и другие предметы. Во-вторых, слой воды на дороге сам по себе представляет серьезное препятствие для машины. Может возникнуть эффект аквапланирования: колесо не успевает вытеснять из-под себя всю воду и, следовательно, машина теряет управление. Опасно, когда автомобиль на высокой скорости въезжает в воду колесами одного борта: его может занести в сторону борта, въехавшего в лужу. В-третьих, вода может на время вывести из строя узлы или повредить агрегаты автомобиля.

Если вы заскользили по воде, не паникуйте, не добавляйте газу, резко не тормозите и не выворачивайте руль — машина может уйти в занос. Уберите ногу с педали газа, подождите, пока авто замедлится и снова найдет контакт с дорогой.

Преодолевать затопленные участки дороги необходимо на очень маленькой скорости и с учетом особенностей автомобиля. У некоторых автомобилей вода может достаточно легко попасть в двигатель через систему фильтрации воздуха. В таком случае двигатель получает гидроудар и серьезные повреждения.

Если ремень привода генератора намок, вы услышите характерный писк под капотом. В таком случае необходимо пару раз надавить на педаль газа и, если писк не пропал, остановиться и подождать, пока ремень привода просохнет.

Если вы застряли в яме или песке, выехать вам поможет трогание автомобиля «враскачку». Применяя этот прием, необходимо учитывать механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. При включении сцепления загружаются задние колеса, затем происходит их разгрузка из-за обратной реакции сжатой подвески. Поэтому заднеприводный автомобиль загружает в момент трогания свои ведущие колеса, а переднеприводный их разгружает, т.е. более подвержен пробуксовке на начальном этапе разгона.

Для движения по песку надо приспустить шины, чтобы площадь соприкосновения с поверхностью была больше, — тогда транспортное средство увязнет меньше.

Движение в зимнее время года

Перед началом движения протрите все фары и габаритные фонари автомобиля. Освещенность дороги и видимость машины в тумане критична. Не забывайте следить за следующими за вами автомобилями, которые тоже плохо видят вашу машину.

В тумане расстояние до предметов кажется в два раза дальше, чем в действительности. Поэтому при передвижении в тумане следует снизить скорость, включить подфарники или противотуманные фонари и постараться обойтись без обгонов, а самое главное — увеличить интервалы.

Движение в зимнее время года

Зимнее вождение требует от водителя особых навыков в управлении автомобилем. Поэтому, по возможности, прежде чем выехать на зимние дороги, пройдите курс обучения зимнему вождению.

А вы знали, что в сильные морозы лед «удерживает» шину лучше, потому что он меньше подтаивает под протектором? Именно пленка влаги обусловливает скользкость льда. Одну и ту же нешипованную шину лучше «держит» шершавый лед, хуже — гладкий, еще хуже бугристый, как булыжная мостовая.

Опасно заблуждение некоторых автолюбителей, будто шина с крупным «внедорожным» рисунком протектора (в том числе специальная зимняя) хороша на льду. На скользком покрытии лучше «держат» шины с мелким и насыщенным рисунком протектора. На чистом льду глубина протектора не имеет большого значения: если блокированы хотя бы передние колеса, автомобиль неуправляем!

Советы профессионалов

Если у вас за плечами не одна тысяча километров, проведенных за рулем, и вы уверены, что назубок знаете правила дорожного движения – это, конечно, очень хорошо. Но теорию все же иногда надо вспоминать. Ведь с годами глаз, что называется, «замыливается», и мы порой упускаем из виду опасности, подстерегающие нас на дороге. А это – угроза не только своей жизни, и жизни всех, кто в данный момент находится на дороге.

Дмитрий Гронский,
главный редактор журнала «Коммерсантъ-Автопилот»

Шипованые колеса повышают проходимость любого автомобиля в тяжелых условиях, но на чистом асфальте шипы процентов на 20 увеличивают тормозной путь вашего автомобиля. На скользком покрытии эффективно применять торможение двигателем, поскольку блокированное (некатящееся) колесо на льду неуправляемо. Торможение двигателем позволяет увеличить сцепление колес с поверхностью дороги и избежать такого опасного явления, как юз.

Тормозить двигателем рекомендуется в такой последовательности: сбросить подачу топлива, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление. Автомобиль увеличит обороты и будет постепенно сбавлять скорость. При этом можно плавно подтормозить рабочей тормозной системой.

В зимнее время любой автомобиль, вне зависимости от типа привода, может изменить направление движения вопреки вашему желанию. Это происходит при резком нажатии или сбрасывании педали газа, а также при слишком быстрой работе с рулем.

Для того чтобы справиться с заносом, необходимо выворачивать руль в сторону заноса, независимо от типа привода.

Советы профессионалов

Исследования показали, что автомобиль надо прогревать максимум 30 секунд. Прогрев двигателя на холостом ходу неэффективен и ведет к бесполезному расходу горючего. Заводите машину и аккуратно езжайте. Так вы быстрее прогреете двигатель, а заодно шины и трансмиссию.

Михаил Соколов

Если вы не можете выехать на горку по раскатанному снегу, обратите внимание на обочину. Обычно снег там не прикатан, и вы вполне сможете по нему выбраться наверх, так как сцепление с дорогой будет лучше.

На заднем приводе на горку выезжать гораздо легче, чем на переднем. Машина приседает при старте, нагрузка на заднюю ось увеличивается и, соответственно, уменьшается вероятность пробуксовки. А если у вас автомобиль с передним приводом, то выезжать на горку лучше задним ходом.

При гололеде двигаться в левом ряду опасно. Если встречную машину занесет, вы уже ничего не сможете сделать. Старайтесь держаться ближе к обочине. Там безопаснее, и рыхлый снег гораздо лучше держит автомобиль на дороге. На скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. Если вы движетесь со скоростью 30 км/ч, то расстояние до идущего впереди автомобиля должно быть 60 м.

Приближаясь к перекрестку, притормаживайте заранее: часто непосредственно перед ним может быть снежный накат или гололед.

Зимой будьте внимательнее при въезде на мосты и эстакады: в этих местах из-за двухстороннего промерзания конструкций часто бывает гололед.

Переднеприводная машина даже по льду легко управляется — в отличие от заднеприводной, которая и на невысоких скоростях начинает «плавать». Стоит помнить, что переднеприводная машина послушна, пока передние колеса создают тяговую силу. Проходя скользкий поворот на переднеприводном автомобиле, сбрасывать газ не рекомендуется.

Советы профессионалов

Представьте себе: вы едете по заснеженной дороге, а впереди препятствие. Тормозите, а ваша машина все равно едет. В такой ситуации стоит хорошенько нажать на газ, чтобы появилось сцепление с дорогой. Когда машина стала управляемой, нужно уверенно направить ее по такой траектории, где не предвидится никаких препятствий. В экстремальной ситауции, конечно, сложно быстро сообразить, поэтому можно потренироваться на пустой дороге, когда вы едете с горки вниз.

Владимир Дягтирев

Если ваш автомобиль вот-вот забуксирует — включите зажигание и поверните ключ на один щелчок назад. В этом случае вы избежите ситуации блокировки рулевого колеса во время буксировки вашего автомобиля.

Советы профессионалов

Лично меня на шипах крутило в банальную метель. Очень важно: спокойствие, только спокойствие. Волосы рвать и заламывать руки — потом, сначала надо шкуру и машину спасти.

Ольга Шульга

Импульс трогания необходимо приурочить к моменту загрузки ведущих колес, поэтому на автомобиле с передним приводом желателен двойной выжим сцепления. Первым импульсом при этом разгружаются передние колеса, повторным на них дается тяга в момент, когда автомобиль качнется вперед.

При поломке обогрева в зимнее время стекла очень быстро обмерзают: резко падает видимость, а это прямой путь к аварии. В такой ситуации необходимо протереть все стекла вашего автомобиля с внутренней стороны обычной поваренной солью. Они не будут обмерзать, и можно достаточно спокойно доехать до гаража.

Советы профессионалов

Запомните: легче сразу раскидать под машиной свежий снег, чем потом долбить кусок спрессованного льда. И зимой возите с собой хотя бы саперную лопату – она занимает мало места.

Дарья Чуйко

Если началась пробуксовка, колесо быстро разогревает снег или лед, и между ним и дорогой образуется прослойка воды, мешающая зацеплению. Чаще всего не удается использовать возможности и другого ведущего колеса, которое вроде бы не буксует. Дифференциал выключает его, передавая всю мощность на буксующее колесо. Устранить допущенную пробуксовку желательно повторным троганием с места (выключением и включением сцепления).

Чтобы без проблем завести двигатель автомобиля в сильный мороз, необходимо с вечера забрать аккумулятор в теплое место.

Не прогревайте двигатель вашего автомобиля в гараже. Даже при закрытых стеклах в салон попадает часть выхлопных газов, содержащих опасную для человека окись углерода без цвета и запаха.

Если у вас в бачке омывателя лобового стекла закончилась зимняя омывающая жидкость, можете залить в него бутылку водки, которая не замерзнет.

Возите с собой цепи — это поможет вам выехать из сугроба. Но как только резина коснется асфальта, цепи необходимо снять.

Зимой можно возить с собой небольшую ручную лебедку. Никто не знает, в каком сугробе или на каком дорожном покрытии застрянет ваш автомобиль.

Зимой, в ясный день в горной местности, перед въездом в тень горы будьте аккуратнее — опасность в том, что на этом участке дорога на 100% подморожена.

Советы профессионалов

Кстати, есть простой, хотя и не очень приятный способ охладить закипающий двигатель. Нужно включить печку на полную мощность, чтобы двигатель все теплоотдавал в салон.

Максим Коковкин

Движение в горах

На затяжных спусках необходимо включать пониженную передачу, а с автоматической коробкой передач — не набирать большую скорость. Применять только плавное торможение, не сильно блокируя колеса. Иначе колодки нагреваются, и эффективность торможения резко падает.

При отказе тормозов в горной местности необходимо максимально понизить скорость и поставить автомобиль на заднюю передачу поперек дороги в улавливателе.

На узких горных серпантинах из-за частых закрытых поворотов, как правило, длительное время не удается обогнать крупногабаритные автомобили, так как они закрывают обзор встречной полосы. В том случае, если дорога впереди пуста и обгон возможен, водитель фуры включает правый поворот. Если же загорается левый поворот, то обгон сейчас невозможен — по причине движения встречного транспорта.

При парковке машины на крутом подъеме выверните ведущие колеса таким образом, чтобы в случае самопроизвольного движения автомобиль уперся в бордюр.

Подъемы на горных дорогах отличаются большей протяженностью, поэтому на особо крутых склонах рекомендуется с самого начала включать ту низшую передачу, которой хватит до самой вершины. Как правило, это третья или вторая ступень. Вынужденное переключение непосредственно на крутом подъеме грозит потерей оборотов и скорости, вплоть до полной остановки.

Экономное движение

Включенный кондиционер повышает расход топлива на 10%. Но если в целях экономии в жаркий день вы не включаете кондиционер, а открываете окна салона, особенно на большой скорости, никакой экономии не получится. Расход топлива возрастет: открытие всех окон приравнивается к еще одному пассажиру в салоне.

Благодаря регулярному применению бензина ТНК Pulsar, двигатель бу- дет работать стабильно, продолжительно и без поломок, расход топлива будет экономичным, а выхлоп – с меньшим количеством загрязняющих веществ.

Подробнее

При отказе тормозов в горной местности необходимо максимально по- низить скорость и поставить автомобиль на заднюю передачу поперек дороги в улавливателе.

Подробнее

Переднеприводная машина даже по льду легко управляется — в отличие от заднеприводной, которая и на невысоких скоростях начинает «плавать».

Подробнее